1.1. реализацию основной образовательной программы. 1.2. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется на основе разработанных в ОО рабочих программ курсов внеурочной деятельности с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). 1.3. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается ОО. 1.4. При организации внеурочной деятельности обучающихся ОО может реализовывать различные базовые модели, в т.ч. использовать возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта, привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров. 1.9. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: • спортивно-оздоровительное; • духовно-нравственное; • социальное; • общеинтеллектуальное; • общекультурное. В соответствии с добровольным выбором участников образовательных отношений внеурочная деятельность может осуществляться в различных формах, а именно: • художественные, культурологические, филологические, танцевальные, хоровые студии; • школьные спортивные клубы и секции; • юношеские организации; • военно-патриотические обьединения; • кружки, секции различной направленности; • экологические и краеведческие клубы; • поисковые и научные исследования; • проектная деятельность; • общественно полезные практики; • сетевые сообщества; • волонтерская деятельность и др. 1.10. ОО самостоятельно: • выбирает направления внеурочной деятельности в соответствии с имеющимся кадровым, материально-техническим, учебно-методическим и информационным обеспечением, внешними связями и партнерством для реализации данного вида деятельности; • определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся; • разрабатывает и утверждает график, режим, расписание внеурочной деятельности. 2. Основные цели и задачи 2.1. Цель внеурочной деятельности обучающихся - обеспечение достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-11 классов в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО. 2.2. Внеурочная деятельность обучающихся способствует удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентирует на приобретение и закрепление образовательных результатов и направлена на решение следующих задач: • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; • воспитание нравственных чувств и этического сознания; • воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, груду, жизни; • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 3. Права и обязанности участников образовательной деятельности 3.1. Администрация ОО: • разрабатывает раздел учебного плана по организации внеурочной деятельности обучающихся 1-11 классов с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей (законных представителей) и обучающихся; • организует процесс разработки, рецензирования и утверждения программ внеурочной деятельности обучающихся; • составляет график, режим, расписание внеурочной деятельности с соблюдением требований нормативных документов, регламентирующих данную деятельность; • в обязательном порядке осуществляет ознакомление всех участников образовательных отношений с основной образовательной программой, в том числе учебным планом и планом внеурочной деятельности ОО; • осуществляет в течение учебного года контроль за выполнением программ внеурочной деятельности обучающихся; • осуществляет контроль за ведением журналов внеурочной деятельности; • при необходимости заключает договоры о совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта об организации внеурочной деятельности для обучающихся ОО; • организует мониторинговые исследования результатов внеурочной деятельности обучающихся с ежегодным отражением итогов в материалах внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО) ОО. 3.2. Контроль за организацией внеурочной деятельности в ОО осуществляет заместитель директора согласно годовому плану, утвержденному директором ОО, по следующим направлениям: • оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности; • организация проведения занятий внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом и расписанием; • посещаемость занятий внеурочной деятельности; • система оценки результатов обучающихся в рамках внеурочной деятельности. 3.3. Классный руководитель: • организует анкетирование (опрос) родителей (законных представителей) и обучающихся с целью определения направлений внеурочной деятельности; • доводит до сведения родителей (законных представителей) график внеурочной деятельности и вносимые в него изменения; • осуществляет постоянный контроль за посещаемостью обучающимися 1-11 классов занятий внеурочной деятельности; ведет учет внеурочной деятельности обучающихся, посещающих учреждения дополнительного образования, культуры, спорта (наименование кружка, секции, количество часов в неделю, результативность); • участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности обучающихся. 3.4. Деятельность педагога внеурочной деятельности регламентируется Уставом ОО, Правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями, локальными актами ОО. Педагог внеурочной деятельности: • разрабатывает программу внеурочной деятельности в соответствии с разделом 5 настоящего Положения; • обеспечивает ведение документации педагога, регламентирующей внеурочную деятельность; • совместно с классным руководителем и родителями (законными представителями) осуществляет постоянный контроль за посещаемостью обучающимися занятий внеурочной деятельности; • фиксирует результаты внеурочной деятельности обучающихся в журнале внеурочной деятельности в АИС «Электронный журнал»; • оказывает помощь обучающимся в создании и пополнении портфолио достижений по результатам внеурочной деятельности; • участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности обучающихся. 3.5. Родители (законные представители) обучающихся: • несут ответственность за соблюдение установленных ОО требований к организации образовательной деятельности, частью которых являются требования по обеспечению реализации ФГОС; • участвуют в анкетировании (опросе) с целью определения направлений внеурочной деятельности; • несут ответственность за посещение обучающимися занятий внеурочной деятельности; • оказывают помощь обучающемуся в формировании портфолио достижений обучающегося. 4. Требования к организации внеурочной деятельности обучающихся 4.1. Программы внеурочной деятельности обучающихся разрабатываются педагогами ОО самостоятельно (авторские) или составляются на основе переработки примерных образовательных программ. 4.2. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности обучающихся, в том числе содержащимся в СанПиН 2.4.2.2821-10. 4.3. Оптимальная продолжительность ежедневных занятий внеурочной деятельности для обучающегося составляет не более 2 часов. 4.4. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности организации образовательной деятельности ОО с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации. 4.5. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований для ВСОКО, составления портфолио достижений обучающегося в целях определения эффективности • внеурочной деятельности. 4.6. Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п. Перечень мероприятий разрабатывается до начала учебного года и включается в годовой план работы ОО. 5. Требования к структуре программы внеурочной деятельности и порядку её утверждения 5.1. Программа внеурочной деятельности обучающихся (далее - Программа) включает в себя следующие обязательные разделы: • титульный лист; • планируемые результаты внеурочной деятельности • содержательный раздел с указанием форм организации и видов деятельности; • тематическое планирование учебного материала по курсу; 5.2. Титульный лист содержит: • полное наименование ОО; • наименование Программы; • фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория разработчика; • гриф утверждения Программы (наименование методического объединения и дата рассмотрения; дата согласования, подпись и Ф.И.О. заместителя директора; реквизиты приказа, должность и Ф.И.О. руководителя ОО); 6. Этапы организации внеурочной деятельности 6.1. В рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования (основной образовательной программы основного общего образования) чередование учебной и внеурочной деятельности определяет ОО. 6.2. Обучающиеся и их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности посредством анкетирования в конце учебного года (апрель-май). 6.3. Для родителей (законных представителей) и обучающихся, прибывших в ОО в течение учебного года, анкетирование по определению направлений внеурочной деятельности из уже имеющихся в учебном плане ОО проводится в течение 7 учебных дней со дня издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в ОО. 6.4. Для обучающихся первых классов набор модулей программы внеурочной деятельности определяется на информационном родительском собрании в апрелемае. 6.5. До 05 сентября формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности и издается соответствующий распорядительный акт. 6.6. Для проведения занятий внеурочной деятельности формируются группы из обучающихся одного класса, параллели или разновозрастные группы. 6.7. Занятия внеурочной деятельности, предполагающие активную двигательную активность обучающихся (подвижные игры, экскурсии, хореография и т.д.), начинаются не ранее, чем через 10 минут после окончания последнего урока. 6.8. Продолжительность занятия не должна превышать 45 минут. В 1-ом классе используется ступенчатая система обучения (продолжительность занятия от 30 минут в начале года, до 40 к концу обучения в 1-ом классе). 6.9. Перемены между занятиями внеурочной деятельности должны быть продолжительностью не менее 10 минут. 7. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности обучающихся 7.1. Для создания единого образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного развития каждого обучающегося, ОО может использовать возможности образовательных организаций дополнительного образования детей, организации культуры и спорта на основе договора о совместной деятельности (приложения 1,2), используя материально-техническую базу ОО или УДО. 7.2. Основным условием интеграции является реализация основной образовательной программы ОО. 7.3. Механизмы интеграции; • разработка и осуществление совместных программ, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; • создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования, организация совместных проектов, отдельных дел и акций; • кооперация и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. 8. Документация ОО, необходимая для реализации внеурочной деятельности 1. Устав ОО. 2. Правила внутреннего распорядка ОО. 3. Должностные инструкции работников ОО. 4. Программы внеурочной деятельности; 5. Учебный план с разделом планирования внеурочной деятельности. 6. Локальные акты о различных формах самоуправления ОО. 7. Договор о сотрудничестве (совместной деятельности) ОО и учреждений дополнительного образования детей (при необходимости). 8. Локальный акт о группе продленного дня («Школе полного дня»). 9. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников ОО. 10. Положение об организации и проведении публичного отчета ОО. И. Положение о деятельности в ОО общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений). 11. Положения о различных объектах инфраструктуры ОО с учетом федеральных требований к ОО в части минимальной оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений, например: • Положение об учебном кабинете; • Положение об информационно-библиотечном центре; • Положение о культурно-досуговом центре; • Положение о физкультурно-оздоровительном центре. 12. Результаты анкетирования (опроса) родителей (законных представителей) и обучающихся по определению направлений внеурочной деятельности в ОО. 13. План контроля внеурочной деятельности в системе ВСОКО; 14. Распорядительные акты: об утверждении программ внеурочной деятельности обучающихся (до 01 сентября); • об организации внеурочной деятельности на учебный год (до 01 сентября); • об утверждении списков обучающихся в соответствии с выбором родителями программ внеурочной деятельности на данный учебный год (до 11 сентября); • о внесении изменений в списки обучающихся (в течение учебного года). 15. Утвержденные графики, режим и расписание внеурочной деятельности. 16. Аналитические справки по итогам контроля внеурочной деятельности и материалы мониторинговых исследований результатов внеурочной деятельности обучающихся с отражением итогов во ВСОКО. 17. Анкеты родителей (законных представителей) и обучающихся для определения направлений внеурочной деятельности (приложение 3). 18. Заявления родителей о зачислении ребенка для обучения по программам внеурочной деятельности (приложение 4); 19. Общая карта занятости обучающихся класса (приложение 5). 20. Журнал внеурочной деятельности в АИС «Электронный журнал» (является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать требования к оформлению классных журналов); Материалы результатов внеурочной деятельности: видео, фотографии, дипломы и др. документы, подтверждающие участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, выставках и т.д. • Приложение 1 /Рекомендуемый образец/ Договор о совместной деятельности _____________________________________________________________________________ полное наименование образовательного учреждения дополнительного образования и ____________________________________________________________________________ полное наименование общеобразовательной организации для реализации образовательной программы _____________________________________________________________________________ наименование программы /на базе общеобразовательной организации/ (село/город)__________________ «____»__________ 20__ г. _____________________________________________________________________________ полное наименование образовательного учреждения дополнительного образования в лице директора ______________________________________________________________ (Ф.И.О. полностью) действующего на основании Устава, далее ОО, именуемые вместе «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА 1.1. Стороны договариваются об осуществлении совместной деятельности по созданию условий для организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся 00 (в рамках реализации основной образовательной программы начального (основного) общего образования ОО) на материально-технической базе ОО для реализации образовательной программы ___________________________________________________________________ (наименование программы) 1.2. Договор является для сторон некоммерческим. Стороны не планируют извлечения и распределения прибыли из совместной деятельности. 2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН 2.1. ОО: 2.1.1. Предоставляет на учебный год помещения для занятий кружковых объединений по договору безвозмездного пользования в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, требованиями пожарной безопасности и техники безопасности; утвержденным расписанием и образовательной программой. 2.1.2. Участвует в разработке образовательной программы. 2.1.3. Предоставляет для реализации образовательной программы необходимое оборудование под ответственность педагога дополнительного образования. 2.1.4. Совместно с педагогом УДО привлекает обучающихся в кружковые объединения для занятий по образовательной программе. Контролирует деятельность кружковых объединений в соответствии с локальными актами и планом внутреннего контроля ОО 2.1.6. Осуществляет оценку достижения обучающимися планируемых результатов по итогам реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС в рамках внутренней системы оценки качества образования 00. 2.1.7. Оказывает содействие в развитии материально-технической базы для реализации образовательной программы. 2.2. УДО: 2.2.1. Принимает на работу педагогов дополнительного образования и выплачивает им заработную плату в соответствии с тарификацией. 2.2.2. Организует образовательный процесс по расписанию, согласованному с ОО и утвержденному директором УДО, и в соответствии с образовательной программой, разработанной в соответствии с основной образовательной программой начального (основного) общего образования 00 (далее - образовательная программа). 2.2.3. Совместно с классными руководителями 00 привлекает обучающихся в кружковые объединения для занятий по образовательной программе. 2.2.4. Контролирует деятельность педагогов дополнительного образования в соответствии с локальными актами и планом внутреннего контроля УДО. 2.2.5. Несет ответственность за качество и полноту реализации образовательной программы. 3. ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА 3.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены и дополнены по соглашению сторон. 3.2. Договор может быть расторгнут досрочно при невыполнении одной из сторон условий договора с письменным уведомлением другой стороны в соответствии с Гражданским законодательством РФ. 4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА 4.1. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до конца учебного года. 4.2. Договор составлен в двух экземплярах - по одному для каждой стороны. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу. 5. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН: ОО: Директор ОО: /___________/ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ____________ 20 __ г. УДО: Директор УДО: /___________/ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ____________ 20 __ г. Приложение 2 /Рекомендуемый образец/ Договор о совместной деятельности _____________________________________________________________________________ полное наименование образовательного учреждения дополнительного образования и ____________________________________________________________________________ полное наименование общеобразовательной организации для реализации образовательной программы _____________________________________________________________________________ наименование программы /на базе общеобразовательной организации/ (село/город)__________________ «____»__________ 20__ г. _____________________________________________________________________________ полное наименование образовательного учреждения дополнительного образования в лице директора ______________________________________________________________ (Ф.И.О. полностью) действующего на основании Устава, далее ОО, именуемые вместе «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем: 2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА 2.1. Стороны договариваются об осуществлении совместной деятельности по созданию условий для организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся 00 (в рамках реализации основной образовательной программы начального (основного) общего образования ОО) на материально-технической базе ОО для реализации образовательной программы ___________________________________________________________________ (наименование программы) Договор является для сторон некоммерческим. Стороны не планируют извлечения и распределения прибыли из совместной деятельности 2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН 1.1. УДО: 1.1.1. Организует образовательный процесс по расписанию, утвержденному директором УДО, в соответствии с образовательной программой, разработанной в соответствии с основной образовательной программой начального (основного) общего образования 00 (далее - образовательная программа). 1.1.2. Совместно с классными руководителями ОО привлекает обучающихся в кружковые объединения для занятий по образовательной программе. 1.1.3. Предоставляет в соответствии с образовательной программой помещения для занятий кружковых объединений. 1.1.4. Контролирует деятельность педагогов дополнительного образования в соответствии с локальными актами и планом внутреннего контроля УДО. Несет ответственность за качество и полноту реализации образовательной программы. 2.2. ОО: 2.2.1. Участвует в разработке образовательной программы. 2.2.2. Совместно с педагогом УДО привлекает обучающихся в кружковые объединения для занятий по образовательной программе. 2.2.3. Оказывает содействие педагогу УДО в части контроля за посещаемостью обучающимися занятий. 2.2.4. Осуществляет оценку достижения обучающимися планируемых результатов по итогам реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС в рамках внутренней системы оценки качества образования ОО. 3. ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА 3.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены и дополнены по соглашению сторон. 3.2. Договор может быть расторгнут досрочно при невыполнении одной из сторон условий договора с письменным уведомлением другой стороны в соответствии с Гражданским законодательством РФ. 4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА 4.1. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до конца учебного года. 4.2. Договор составлен в двух экземплярах - по одному для каждой стороны. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу. 5. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН: ОО: Директор ОО: /___________/ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ____________ 20 __ г. УДО: Директор УДО: /___________/ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ____________ 20 __ г. Приложение 3 /Рекомендуемый образец/ АНКЕТА для родителей (законных представителей) Изучение запросов по организации внеурочной деятельности обучающихся Цель: изучение мнения и пожеланий родителей (законных представителей) по выбору занятий внеурочной деятельности для своих детей Фамилия, имя, класс обучающегося _____________________________________________________________________________ Фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) обучающегося _____________________________________________________________________________ Выделите направления и занятия внеурочной деятельности, которые интересуют Вашего ребёнка и Вас: Направления Названия кружков и секций Количество часов в неделю Отметка анкетируемого Спортивнооздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Будем рады вашим предложениям: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ «__» ________ 20 __ г. Подпись родителя (законного представителя) ________________ /__________________/ подпись расшифровка Общеинтелектуальное Социальное СпортивноОбщекультурное оздоровительное Наименование программы (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Направления внеурочной деятельности в ОО Наименование кружка и организации (кол-во часов) Наименование кружка и организации (кол-во часов) Наименование кружка и организации (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Наименование программы (кол-во часов) Духовнонравственное Наименование программы (кол-во часов) ФИО обучающихся Приложение 5 /Рекомендуемый образец/ Сводная карта занятости обучающихся ____ класса во внеурочной деятельности Занятость в организациях дополнительного образования Другие